Защита от чар

Печать

Кое-кто, видимо, думает, что колдуны обитают где-то в африканских деревнях. Там, где нас нет. Каково же было мое удивление , когда я столкнулся с ними - и еще с волшебниками - в литовских селах. Там, где живут русские староверы, несколько веков назад пришедшие в эти места. 

Волшебников, врачующих односельчан заклинаниями и заговорами, здесь называют "шептунами". Злых колдунов, несущих порчу, - волховитами. Познакомил меня с "шептунами" и волховитами профессор Вильнюсского пединститута Юрий Новиков. Вот уже много лет он исследует их традиции и обычаи.

- Многие русские староверы действительно являются носителями магических знаний, - утверждает профессор. - Некоторые обладают способностями гипнотизеров, экстрасенсов. Сельчане верят в магическую силу заклинаний и заговоров, в то, что они помогают исцелению от недугов.

Памятуя об этом, я попросил знакомых "шептунов" посвятить меня в тексты заговоров. Те отказались. Оказывается, заклинания строго "засекречены". Тайными знаниями, убеждены старики, можно поделиться только непосредственно перед смертью, ибо, рассказав о них, "шептун" тут же лишается магической силы. А кроме того, поведать тайну можно лишь своему ребенку, да не любому, а старшему или младшему - средние не в счет, они никакой силы иметь не будут. Зато если строго блюсти правила предков, то можно успешно лечить людей и скот от змеиных укусов, от расстройств нервной системы.

- В своей практике "шептуны" широко используют лекарственные травы и другие средства народной медицины, - рассказывает Юрий Новиков. - Поэтому трудно сказать, что конкретно способствует исцелению - народные снадобья или магические способности "шептуна", музыка заговора или вера в его силу. А может - все это, вместе взятое.

Считается, что колдуны-волховиты преследуют исключительно корыстные цели. Колдовской ворожбой (например, в Зарайском районе) они отнимают молоко у чужих буренок, дабы их собственные больше молока давали. В Шилутском районе рассказывают: колдун оборачивается волком, режет чужой скот и все лето кормит мясом семью и работников. А в одной из деревушек Йонавского района членам экспедиции Новикова поведали вообще удивительную историю. Делили будто бы землю, и местной волховитке досталось "гажее болото", полное змей. Соседи кто сочувствовал, кто злословил, а она заговорила гадов, и те уползли и больше не возвращались.

Считается, за определенную мзду колдун может посеять раздор между соседями, разрушить семью, разлучить влюбленных. Поскольку от местных жителей своих тайн колдуны не хранят, то в селах хорошо известно, как это делается. Чтобы поссорить молодоженов, следует крест-накрест выстричь шерсть со спины черной собаки и черной кошки, скатать ее шариком и подсунуть под перину молодым. "Будут жить, как кошка с собакой", - говорит Коваленкина из Каунасского района, комментируя колдовской рецепт.

В Зарайском районе считается, что скотину можно испортить, подбросив в хлев заговоренное яичко. "Только бросила его в окно, - даже запищало оно, как будто человеческим голосом, таким звоном, таким писком", - поведала одна из участниц колдовского действа. А вот "отнять" у буренки молоко непросто. Волховит сначала должен положить три камня вокруг кола, к коему привязана чужая корова, причем сделать это надо только в Иванов день. Но и это еще не весь ритуал. Накрывшись простыней, нужно ходить по траве, собирая росу, чтобы дать ее своей корове. Плюс к этому надо знать заговоры. И лишь тогда молоко перейдет от чужой буренки к колдовской.

Но, оказывается, у наших предков были средства борьбы с колдовскими чарами.

- Есть способы предупреждения и обезвреживания порчи, - поясняет профессор Юрий Новиков. - Ну, скажем, надо кипятить на сковороде или выплеснуть в горящую печь все молоко, надоенное от испорченной коровы. Можно бросить в колдунью горсть соли или песку - говорят, это тоже помогает. Надежное средство против колдовства и происков нечистой силы - "колючий дед". Есть такая трава. Ее кладут под порог в хлеву, развешивают по стенам.

- Что же получается: волшебником стать трудно, ибо тот хранит в тайне добрые секреты, а колдуном - пожалуйста, стоит захотеть - и он научит своим гадостям, - выразил я собственное недоумение.

- Не так-то просто стать и волховитом. Да, тайн колдуны не прячут, но нужно сдать "экзамен", - ответил профессор.

В Йонавском районе, например, нас познакомили с обрядом посвящения в колдуны. "Кандидату" принесли в ведре разных зверей, все по парочкам - котята, поросята, зайчата. "Выбирай любую парочку, и они тебе будут служить, - сказал чародей. - Что скажешь, то выполнят". Но прежде надо было снять с себя нательный крест, отступить три шага, положить крест под левую пятку, затем не глядя выстрелить назад из ружья, положенного на плечо. "Кандидат" все это исполнил, но перед тем как стрелять - оглянулся.

И увидел позади себя родную мать. Конечно, стрелять он не стал. Колдун был очень недоволен срывом "экзамена"...

Вот такие поверья до сих пор существуют среди староверов литовской глубинки. Их устойчивость ученые объясняют двумя факторами. Во-первых, в условиях иноэтнического окружения верования, обряды, обычаи оберегаются с особым тщанием. Во-вторых, у литовцев и поляков - "соседей" русских староверов - в духовной традиции немало общего с восточными славянами. И это не может не сказываться на сохранении старообрядцами фольклорного "наследия предков